Взгляд туманный пьет нирвану(с)Пикник
Начнем-с с "заказа" Лестата. Чудо, надеюсь, что тебе понравится.
Поскольку ты указал Восток, но не указал регион, я начну глаголить тебе про древность, да еще и, к примеру, про арабов.Надеюсь, ты не против.
Как бонус, добавлю чего-нибудь про Месопотамию, она мне импонирует.*__*
А насчет костюма, ты сказал, вроде, до 13го века, и в это время попадает Средневековье, раннее. Также я упомяну про античность, но не так много, прости.Конкретику в студию!
Про Арабов.
Информацию я подчерпывал из учебника, по которому готовлюсь к экзамену, но, на мое мнение, она довольно таки интересна.
Про Арабов.Арабы, или, вернее,южно-центральные семиты переселились в Северную Аравию, в ходе великого движения арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию.(ХI-X вв. до н. э.)
Проникали они с юга и в то время начали лишь недавно одомашнивать верблюдов и вести кочевой образ жизни. Вместе с ними проникли потомки "ибри"(племен аморейского происхождения, имевших общие этноисторические корни с древними евреями).
И, в ходе их взаимодействия между собой("ибри" и южно-центральных семитов),сложилась этнокультурная общность исторических арабов, состоявшая из многих независимых племен и унаследовавшая язык от южно-центральных семитов, название "арабы" от одного из их племен и легендарную племенную генеалогию-в основном от аравийских "ибри".
Это все Iтыс. до н. э.
В VI-V вв. до н. э. кочевые арабские племена скенитов заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии. В IV-III вв. до н. э. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, который превратился еще ранее в крупнейший арабский центр и считался главным городом "Аравии Пустынной". Арабы поддерживали более или менее напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами-Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106г. н. э. аннексировали Набатейское царство.
Древнеарабская политеистическая религия носила в основном родовой характер; культ осуществляли жреческими родами(у евреев также).
Высшие жреческие функции в Сабе принадлежали мукаррибу и магистратам.
Ведущими божествами были Астар на юге, Аллаху("Бог") и Душара(бог грома и плодородия, реальный управитель мира) у набатеев, а также лунный бог, который известен в разных регионах под разными названиями.
В Южной Аравии строились храмы, в Северной богов почитали на "высотах".
Чуть-чуть вкратце про Месопотамию, выцеплено из сетки. А также про амореев, арамеев, ибри, скенитов, набатеев и мукаррибу.
Чтобы не было путаницы и вопросов, в случае чего.
Читаем:
Из жизни народов Междуречья(Месопотамия, она же. одежда, нравы народов и т. п.)
Из жизни народов Междуречья.
Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык.
Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.
Ассирия.
Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.
Иной была и их одежда.
"Ассирийская одежда не могла, подобно египетской, ограничиться лоскутком материи. Климат Ассирии требовал длинную до пят рубашку, иногда укороченную до колен и подпоясанную поясом. Верхнее платье вначале одевали только привилегированные классы. Костюм мужской и женский был почти одинаков, да оно и понятно: при том рабском положении женщины, которое она имела на Востоке… Зато самые материи были великолепны. Азия издревле славилась выделкой тканей, особенно цветных и узорчатых." (П. П. Гнедич)
Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой.
Ассирия.
Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.
Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.
Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.
"Частные жилища ассирийцев очень похожи на египетские: те же плоские крыши, открытые галереи, та же простота мотива. В деталях является новизна: капители колонн своеобразны, здесь впервые появляется волюта - завиток капители, занявший потом такое огромное место в ионическом ордере. В орнаменте есть самобытность и оригинальность…" (П. П. Гнедич)
Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.
Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.
Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.
"Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда."
Население Месопотамии(там же арамеи, шумеры, ассирийцы и т. п.)
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.
С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.
Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.
Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.
Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".
С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.
Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.
В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.
В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.
Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.
Теперь про костюмы)))
Начнем с Антички, пожалуй. Продолжу в следующем посте, может чуть позже, если сегодня не допишу.
Греция.
Экзомис, экзомида.
читать дальшеБесформенный кусок грубой ткани, кожи, шкуры, скрепленный на левом плече завязкой из нитей ткани или лап шкуры,ремнем или сколотый аграфом и опоясанный на талии,-вот формула экзомиды. Просто грубая ткань, натянутая на торс, без складок, законченная неровным подолом вытянутых или обтрепанных нитей основы,-одежда раба.
Так же сколотая ткань, но большего размера и потому собранная в простейшие складки-одеяние свободного человека, всадника, война.
Хитон.
читать дальшеПрямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани пройдет вдоль левого бока туловища. Может быть закрытым и открытым. В последнем случае он сшивается сбоку. Если отогнуть верхний край хитона параллельно плечам, хитон примет более сложную форму и, будучи опоясанным, представит классическое одеяние женщин эпохи Гомера. Ткань такого хитона может быть украшена орнаментом в разных количествах, тем более что складок такая одежда не образует.
В такой одежде-служанки, участницы процессий.
Пеплос.
читать дальшеОдеяние с отворотом, спускающимся на грудь и спину, прикрывающим плечи, в отличие от хитона с отворотом, при ношении которого плечи открываются.
Как и у всех потонищеобразных одежд, у пеплоса левый бок закрыт и открыт правый, кроме того случая, когда пеплос складывается из отдельных кусков.
Пеплос может быть открытым и опоясанным, открытым с двух сторон-при хитоне снизу. Сохраняет и функции верхней одежды(женщины Афин носили его поверх хитона)
Гиматий.
читать дальшеБольшой кусок ткани-плащ, в который укутывались, обвивая его вокруг тела различными способами.
Гиматий укрывал с головой, являясь одновременно одеялом и нередко единственной одеждой, хотя в обиходе на тело одевался хитон.Гиматий по длине мог быть до колена, до щиколотки, даже свисать до земли.
Гиматий у царей, архонтов(судей) и старейшин мог быть расшит узором, повторяющим фигурные изображения и элементы классического орнамента.
Узорный гиматий предназначался для торжеств и находился на торсе в спокойном состоянии. Драпированный гиматий лишался украшений, поскольку они всеравно терялись в складках.
Хламида.
читать дальшеЛегкий плаз, кусок прямоугольной ткани, закрепленный узлом, застежкой, пряжкой-фибулой на правом плече или под подбородком. Края могли быть украшены орнаментом или полосой, а в углы вшиты грузики для поддержания линии складок. Хламиду одевали на обнаженное тело юноши спартиады(спартанцы), направляясь в палестру. Ею прикрывались войны и путники в походах. В идеальном случае белая, она в действительности имела естественные цвета шерстви и льна, из которых изготовлялась, хотя в древней Элладе уже умели окрашивать ткани.
Хлена.
читать дальшеПлащ хлена-плотная грубая ткань, упоминается в текстах как плащ зимний, одеяло, в которое кутались от холода. Так же называется обильно драпированный плащ. Плащ-хлена по размерам меньше гиматия, на одну треть отогнутый, застегивается на одном плече, проходя под левой рукой.
И, наконец, Рим.
Тога.
читать дальшеНациональная одежда граждан Римской империи-ткань элипсовидной формы, складывающаяся вдвое и сложными манипуляциями окутывающая фигуру.
Главное в тоге-складки, драпировка. Известно, что в римском праве существовал закон, устанавливающий штраф "за нарушение складок тоги".
Тога надевалась поверх туники. Последняя превратилась в домашнюю одежду коллобий-рубаху или, вернее,платье с коротким или длинным рукавом, квадратным или круглым вырезом горловины.
Женская одежда схожа с греческой, кроме тех случаев, когда она надевалась в несколько слоев. Желали их из тонких и дорогих цветных тканей.
Поскольку ты указал Восток, но не указал регион, я начну глаголить тебе про древность, да еще и, к примеру, про арабов.Надеюсь, ты не против.
Как бонус, добавлю чего-нибудь про Месопотамию, она мне импонирует.*__*
А насчет костюма, ты сказал, вроде, до 13го века, и в это время попадает Средневековье, раннее. Также я упомяну про античность, но не так много, прости.
Про Арабов.
Информацию я подчерпывал из учебника, по которому готовлюсь к экзамену, но, на мое мнение, она довольно таки интересна.
Про Арабов.Арабы, или, вернее,южно-центральные семиты переселились в Северную Аравию, в ходе великого движения арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию.(ХI-X вв. до н. э.)
Проникали они с юга и в то время начали лишь недавно одомашнивать верблюдов и вести кочевой образ жизни. Вместе с ними проникли потомки "ибри"(племен аморейского происхождения, имевших общие этноисторические корни с древними евреями).
И, в ходе их взаимодействия между собой("ибри" и южно-центральных семитов),сложилась этнокультурная общность исторических арабов, состоявшая из многих независимых племен и унаследовавшая язык от южно-центральных семитов, название "арабы" от одного из их племен и легендарную племенную генеалогию-в основном от аравийских "ибри".
Это все Iтыс. до н. э.
В VI-V вв. до н. э. кочевые арабские племена скенитов заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии. В IV-III вв. до н. э. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, который превратился еще ранее в крупнейший арабский центр и считался главным городом "Аравии Пустынной". Арабы поддерживали более или менее напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами-Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106г. н. э. аннексировали Набатейское царство.
Древнеарабская политеистическая религия носила в основном родовой характер; культ осуществляли жреческими родами(у евреев также).
Высшие жреческие функции в Сабе принадлежали мукаррибу и магистратам.
Ведущими божествами были Астар на юге, Аллаху("Бог") и Душара(бог грома и плодородия, реальный управитель мира) у набатеев, а также лунный бог, который известен в разных регионах под разными названиями.
В Южной Аравии строились храмы, в Северной богов почитали на "высотах".
Чуть-чуть вкратце про Месопотамию, выцеплено из сетки. А также про амореев, арамеев, ибри, скенитов, набатеев и мукаррибу.
Чтобы не было путаницы и вопросов, в случае чего.
Читаем:
Из жизни народов Междуречья(Месопотамия, она же. одежда, нравы народов и т. п.)
Из жизни народов Междуречья.
Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык.
Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.
Ассирия.
Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.
Иной была и их одежда.
"Ассирийская одежда не могла, подобно египетской, ограничиться лоскутком материи. Климат Ассирии требовал длинную до пят рубашку, иногда укороченную до колен и подпоясанную поясом. Верхнее платье вначале одевали только привилегированные классы. Костюм мужской и женский был почти одинаков, да оно и понятно: при том рабском положении женщины, которое она имела на Востоке… Зато самые материи были великолепны. Азия издревле славилась выделкой тканей, особенно цветных и узорчатых." (П. П. Гнедич)
Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой.
Ассирия.
Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.
Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.
Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.
"Частные жилища ассирийцев очень похожи на египетские: те же плоские крыши, открытые галереи, та же простота мотива. В деталях является новизна: капители колонн своеобразны, здесь впервые появляется волюта - завиток капители, занявший потом такое огромное место в ионическом ордере. В орнаменте есть самобытность и оригинальность…" (П. П. Гнедич)
Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.
Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.
Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.
"Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда."
Население Месопотамии(там же арамеи, шумеры, ассирийцы и т. п.)
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.
С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.
Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.
Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.
Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".
С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.
Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.
В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.
В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.
Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.
Теперь про костюмы)))
Начнем с Антички, пожалуй. Продолжу в следующем посте, может чуть позже, если сегодня не допишу.
Греция.
Экзомис, экзомида.
читать дальшеБесформенный кусок грубой ткани, кожи, шкуры, скрепленный на левом плече завязкой из нитей ткани или лап шкуры,ремнем или сколотый аграфом и опоясанный на талии,-вот формула экзомиды. Просто грубая ткань, натянутая на торс, без складок, законченная неровным подолом вытянутых или обтрепанных нитей основы,-одежда раба.
Так же сколотая ткань, но большего размера и потому собранная в простейшие складки-одеяние свободного человека, всадника, война.
Хитон.
читать дальшеПрямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани пройдет вдоль левого бока туловища. Может быть закрытым и открытым. В последнем случае он сшивается сбоку. Если отогнуть верхний край хитона параллельно плечам, хитон примет более сложную форму и, будучи опоясанным, представит классическое одеяние женщин эпохи Гомера. Ткань такого хитона может быть украшена орнаментом в разных количествах, тем более что складок такая одежда не образует.
В такой одежде-служанки, участницы процессий.
Пеплос.
читать дальшеОдеяние с отворотом, спускающимся на грудь и спину, прикрывающим плечи, в отличие от хитона с отворотом, при ношении которого плечи открываются.
Как и у всех потонищеобразных одежд, у пеплоса левый бок закрыт и открыт правый, кроме того случая, когда пеплос складывается из отдельных кусков.
Пеплос может быть открытым и опоясанным, открытым с двух сторон-при хитоне снизу. Сохраняет и функции верхней одежды(женщины Афин носили его поверх хитона)
Гиматий.
читать дальшеБольшой кусок ткани-плащ, в который укутывались, обвивая его вокруг тела различными способами.
Гиматий укрывал с головой, являясь одновременно одеялом и нередко единственной одеждой, хотя в обиходе на тело одевался хитон.Гиматий по длине мог быть до колена, до щиколотки, даже свисать до земли.
Гиматий у царей, архонтов(судей) и старейшин мог быть расшит узором, повторяющим фигурные изображения и элементы классического орнамента.
Узорный гиматий предназначался для торжеств и находился на торсе в спокойном состоянии. Драпированный гиматий лишался украшений, поскольку они всеравно терялись в складках.
Хламида.
читать дальшеЛегкий плаз, кусок прямоугольной ткани, закрепленный узлом, застежкой, пряжкой-фибулой на правом плече или под подбородком. Края могли быть украшены орнаментом или полосой, а в углы вшиты грузики для поддержания линии складок. Хламиду одевали на обнаженное тело юноши спартиады(спартанцы), направляясь в палестру. Ею прикрывались войны и путники в походах. В идеальном случае белая, она в действительности имела естественные цвета шерстви и льна, из которых изготовлялась, хотя в древней Элладе уже умели окрашивать ткани.
Хлена.
читать дальшеПлащ хлена-плотная грубая ткань, упоминается в текстах как плащ зимний, одеяло, в которое кутались от холода. Так же называется обильно драпированный плащ. Плащ-хлена по размерам меньше гиматия, на одну треть отогнутый, застегивается на одном плече, проходя под левой рукой.
И, наконец, Рим.
Тога.
читать дальшеНациональная одежда граждан Римской империи-ткань элипсовидной формы, складывающаяся вдвое и сложными манипуляциями окутывающая фигуру.
Главное в тоге-складки, драпировка. Известно, что в римском праве существовал закон, устанавливающий штраф "за нарушение складок тоги".
Тога надевалась поверх туники. Последняя превратилась в домашнюю одежду коллобий-рубаху или, вернее,платье с коротким или длинным рукавом, квадратным или круглым вырезом горловины.
Женская одежда схожа с греческой, кроме тех случаев, когда она надевалась в несколько слоев. Желали их из тонких и дорогих цветных тканей.
@темы: историческое
Про арамейский язык позабавило.
Угу)))Есть еще такие в миру)
Хоти, кто мешает?)))
Ну...Там их много еще, веселых таких.
*вздыхает* У римлян было слишком много всего... Хатю.
Бубубу))) Вот замотаюсь в простыню и буду ходить по универу)
Которые выжили родной фзык завоевателей?
Хоти. А еще у них была штука, чтобы блевать.Х))))
Наздоровье.*разрешает* А я поржу.
Угу)
Это я знаю)))
Я буду информатором для студентов =D
))
Верю))))
О_О Это страшно...